В.А. Сухомлинский как представитель гуманистической педагогики

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – выдающийся советский педагог. В.А. Сухомлинский окончил Полтавский пединститут (1938), педагогическую деятельность начал учителем украинского языка и литературы. Принимал участие в боях Отечественной войны. После ранения в 1942-1944 годах работал директором сельской школы в Удмуртии. Затем четыре года был заведующим Онуфриевского районного отдела образования, а с 1948 года назначен директором Павлышской сельской школы на Украине.

Будучи директором Павлышской средней школы В.А. Сухомлинский стал известен на весь мир. В 1955 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, в 1957 г. избран членом-корреспондентом АПН РСФСР, в 1960 г. награжден орденом Ленина, получил звание Героя Социалистического Труда в 1968 г В.А. Сухомлинский как представитель гуманистической педагогики., стал лауреатом Государственной премии УССР в 1974 г. В этот период написал сотни педагогических и публицистических статей, десятки книг по проблемам воспитания, руководства школой, профессионального мастерства учителя, которые были переведены на многие языки.

В.А. Сухомлинский создал такую педагогическую систему, в которой личность ребенка признавалась в качестве высшей ценности учебно-воспитательного процесса. Воспитание он трактовал, как процесс реализации врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов ребенка. Также немаловажное значение он придавал организации воспитывающего окружения.

Труд для сельских школьников имеет не только профориентационное значение, но и является основным средством развития личности. Ребенок должен уметь переживать радость и эстетическое наслаждение от собственной трудовой В.А. Сухомлинский как представитель гуманистической педагогики деятельности. Объектами труда в школе В.А. Сухомлинского являлись пасека, оранжерея, теплица, виноградники, голубятня, аквариумы, столярная и слесарная мастерские, школьное поле и др.

Идеи, развиваемые В.А. Сухомлинским, находятся в русле гуманистических педагогических традиций. Основной упор в воспитании должен быть сделан на формировании «мыслящих личностей». Это предполагает возвышение человека над коллективом. Главное не мнение коллектива, главное – собственная совесть.

Основными средствами воспитания наряду с трудом являются беседы, поучения, наставления, заповеди, сказки, раскрывающие нравственные проблемы и др. Большую роль отводил созданию детьми совместно с учителем сказок, поэтических и прозаических миниатюр, стимулирующих творческое мышление.

Ни один ребенок не сможет полноценно учиться иначе, как с радостью В.А. Сухомлинский как представитель гуманистической педагогики. Поэтому учеба должна сочетаться с эмоционально-насыщенными радостными переживаниями. Учитель должен уделять большое внимание элементам красоты, праздничности в учебно-воспитательном процессе. Уроки должны проходить не только в классе, но и в природе, в музее, в планетарии и т.п.

В Павлышской средней школе под руководством В.А. Сухомлинского сложился единый школьный коллектив, состоящий из ученического и педагогического коллективов. В школе сложились добрые традиции, которых придерживался каждый. Ученики совместно с учителями увлеченно занимались разнообразной творческой деятельностью. 36 кружков функционировали под руководством учителей, родителей или старшеклассников.



В 1967 году была опубликована работа В.А. Сухомлинского «Этюды о коммунистическом воспитании», где были отображены В.А. Сухомлинский как представитель гуманистической педагогики его гуманистические принципы: доверие и уважение к детской личности; превращение учебной деятельности в насыщенный открытиями творческий процесс; ограничение сферы влияния коллектива на личность; воспитание без наказания; воспитание свободы выбора. За эти идеи в печати В.А. Сухомлинского стали резко критиковать, обвинять его в «абстрактном гуманизме».

В работах В.А. Сухомлинского («Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива»):

- обосновывается идея о важности гармонического развития личности;

- раскрываются основные теоретические положения и практические рекомендации по патриотическому, нравственному и трудовому воспитанию подрастающего поколения;

- духовность понимается как определяющая все другие черты личности;

- выделяются ценности народной В.А. Сухомлинский как представитель гуманистической педагогики педагогики.

Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского сыграла огромную роль в развитии отечественной педагогики.


documentaygbvnl.html
documentaygccxt.html
documentaygckib.html
documentaygcrsj.html
documentaygczcr.html
Документ В.А. Сухомлинский как представитель гуманистической педагогики